4,048

Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Выступление с докладом по проекту ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Пленарное заседание 9 сентября 2011 года

Уважаемые коллеги, представленный вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" направлен на устранение коллизий законодательства в части предоставления инвалидам, в том числе детям-инвалидам, права на компенсацию в размере 50 процентов от уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В действующей редакции статьи 17-й ФЗ "Об ОСАГО" право на компенсацию в размере 50 процентов от уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования предоставлено инвалидам, имеющим транспортное средство в соответствии с медицинскими показаниями. Медицинские показания для обеспечения инвалидов транспортными средствами устанавливаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и представляют собой перечень заболеваний, последствий травм и дефектов, с которыми связывается необходимость предоставления автотранспорта с ручным управлением.

То есть в основу ФЗ "Об ОСАГО" при определении лиц, имеющих право на компенсацию, положена специальная категория, применяющаяся в сфере обеспечения инвалидов спецавтотранспортом. В результате такой законодательной формулировки оказались лишены права на компенсацию инвалиды, которым транспортные средства были предоставлены без медицинских показателей. Это инвалиды войны, например, I группы по зрению

или без обеих рук. Также не имеют права на компенсацию инвалиды, не имеющие поражений опорно-двигательного аппарата, но самостоятельно приобретшие автотранспортные средства для повышения собственной мобильности.

После отмены федеральным законом 122-м федеральной льготы по предоставлению инвалидам транспортных средств и исключение автомобилей из перечня технических средств реабилитации органы медико-социальной экспертизы при разработке индивидуальных программ реабилитации перестали устанавливать медицинские показания по предоставлению или приобретению транспортных средств. То есть граждане, ставшие инвалидами после 1 января 2005 года и имеющие поражения опорно-двигательного аппарата, не только вынуждены приобретать автомобиль за свои деньги, они ещё и не имеют возможности воспользоваться компенсацией страховой премии по договору ОСАГО.

Законопроектом предлагается распространить право на получение 50-процентной компенсации, страховой премии по договору ОСАГО на всех инвалидов, имеющих транспортное средство, вне зависимости оттого, как они приобрели автомобиль (через органы социальной защиты населения или самостоятельно; в соответствии с медицинскими показаниями или при отсутствии таковых).

Я обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, что поручение проработать вопрос о предоставлении компенсации страховых премий по договорам ОСАГО инвалидам, которые приобрели транспортные средства за собственный счёт, было дано Минздравсоцразвитию и Министерству финансов Российской Федерации председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным по результатам встречи с руководителями общероссийских общественных организаций инвалидов 25 июня 2009 года.

Прошу поддержать указанный законопроект в первом чтении, потому что он направлен на расширение мер господдержки и улучшение положения инвалидов.

Спасибо большое.

Вопросы к докладчику:

Рохмистров М.С.

Валерий Сергеевич, можно уточнить категории, которым законопроектом всё-таки предоставляется право на компенсацию.

Селезнёв В.С.

Уважаемый Максим Станиславович, я ещё раз хочу повторить, что законопроект направлен на устранение чудовищной коллизии, потому что на сегодняшний день возможность использования компенсаций страховой премии по договору ОСАГО имеют только те инвалиды, которые получили по медицинским показаниям автотранспорт, как средство технической реабилитации. Граждане, ставшие инвалидами после 1 января 2005 года, такой возможности не имеют.

Вот этот законопроект, он направлен, прежде всего, на то, чтобы все инвалиды, которые находятся независимо от того, когда они стали инвалидами, до 2005 года или после 2005 года, имели возможность на компенсацию 50 процентов по ОСАГО.

Плетнёва Т. В., фракция КПРФ.

Уважаемый Валерий Сергеевич! Вы же знаете, что в Государственной Думе в этом зале, если будет хоть какая-нибудь заковыка по каким-то документам, которые должны сопутствовать законопроекту, будет это сказано и будет отклонено. Скажите на самом деле, почему вы не получили заключение правительства по поддержке этого законопроекта? Только ли по финансовым или ещё по каким-то там причинам?

Селезнёв В.С.

Спасибо большое, Тамара Васильевна, за этот вопрос. Но я думаю, что здесь весь парадокс в том, что социальный законопроект рассматривает комитет по финансам. Я не понимаю, почему этот законопроект не рассматривается Комитетом по труду и социальной политике, это очевидно. И содокладчик на этом заострил своё внимание, потому что они - статисты. Финансисты, они статисты, они денег ни на что не дают. Но справочно я вам могу сказать, что в соответствии с законом "О федеральном бюджете" в 2009 году на выплаты инвалидам компенсация страховых премий по договорам ОСАГО была предусмотрена 181 миллион 222 тысячи рублей. И это всё есть в справочном материале. Но согласно закону "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год фактически было выплачено только 26 миллионов 670 тысяч 500 рублей. Поэтому вы не думайте, что я не подготовился. Из 181 миллиона было выплачено 26 миллионов. Вот у государства есть средства, нет у комитета по финансам политической воли признать то, что инвалиды должны быть всё равны.



(обязательно)